Под знаком "Бога"

 

В своей прошлой, восьмоемартовской колонке я написала, что весна у меня началась с картины "Любовь-морковь". Признаться, это не совсем так - весна началась у меня со спектакля театра Моссовета "Бог".

Просто колонка должна была быть празднично-оптимистичной и я решила, что лучше написать о романтической комедии, чем о древнегреческой трагедии. Но написать о спектакле хочется обязательно, поэтому пишу сегодня - вроде бы 11 марта никакого праздника нет?

Виктор Шамиров, режиссер почти скандально известного спектакля "Ladies night", мало того, что поставил "Бога" по пьесе Вуди Аллена, но и сам сыграл в нем одну из главных ролей. Представьте: сцена "Под крышей", несколько рядов стульев, небольшая, практически пустая сцена.

И вдруг выходят два древних грека! Виктор Шамиров и Гоша Куценко... и минут 5 просто молчат... А потом оказывается, что Шамиров играет режиссера, а Гоша играет актера - странно, не правда ли? Они оба готовятся к Афинскому фестивалю драмы, режиссер мечтает хоть раз в жизни получить первую премию, а практически спившийся актер мечтает еще раз выйти на сцену. Две похмельные личности, пытающиеся рассуждать о высоком - это уже забавно само по себе. Режиссер с актером пытаются придумать эффектный финал пьесы и доходят до полного абсурда! Убить всех пришедших в театр, покончить с собой прямо на сцене, улететь на непонятно откуда взявшихся крыльях, просто стоять и молчать полтора часа, глядя в глаза зрителям... Да, на первый взгляд, это комедия. Но, к сожалению, не все в зале понимают, что это совсем не так и что смешные моменты здесь только прикрывают, тесно переплетаются с философскими вопросами бытия. Жить жалко или умереть красиво? Спиться и сгинуть в безвестности или хотя бы один раз вспыхнуть, как комета, чтобы потом угаснуть навсегда? Что лучше - жизнь без жизни или смерть со смыслом и достоинством? Нам не дают ответов на эти вопросы. В контексте пьесы нам наглядно демонстрируют, как все может происходить.

Уберите пьесу, поставьте на ее место любую ситуацию из своей собственной жизни и ищите ответ, и смотрите, как вы можете выглядеть в каждом случае.

Нет, не зря приходит изобретатель "бога в машине" (Валерий Яременко)!

Это первый вариант: уповать на то, что придет кто-то сверху и сотворит чудо, и не придется выбирать, все сделают за тебя. И не зря появляется Творец-неудачник (Александр Яцко), который доказывает всем, что он создал эту Вселенную, но, поскольку он сам, Творец, неудачник, то все, кого он создал, тоже неудачники и вообще, никого не существует!

Вариант второй - не брать никакой инициативы на себя, будь что будет, нас нет, значит, нет и того, что мы делаем или не делаем. И третий вариант - идти вперед, не останавливаться, даже если делаешь ты что-то не совсем по своей воле, а для кого-то, ради кого-то. Пусть тебя это пугает, пусть ты предпочел бы остаться в своем мирке, но ты идешь. Ты одинок, устал, тебе страшно и больно, но ты соврешил поступок.

Гоша, Гоша... все, кто еще считает его "антикиллером", идите в театр на этот спектакль. Вряд ли вы еще где-то увидите такую игру. Он не играет этот спектакль, он каждый раз проживает его заново - я видела, я знаю. Он сам себе каждый раз отвечает на эти вопросы, и отвечает на них и зрителям тоже. И монолог свой, последнее слово перед казнью, он каждый раз говорит от себя, про себя, про жизнь. Главное, слушать и услышать то, что вам хотят сказать, а просто слушать, как это говорят.

И сквозь древнегреческую трагедию в центре Москвы становятся слышны отголоски общечеловеческой печали и одиночества каждого человека в отдельности.

После всех криков, угроз, обвинений, выяснений того, кто что сделал, на пустую темную сцену выходит гончар и лепит горшок, обыкновенный глиняный горшок. Из темноты за его спиной по одному выступают актеры, одетые уже в свою собственную одежду и молча наблюдают за его работой.

Когда в тишине крутится гончарный круг и на твоих глазах создается материальная вещь, понимаешь, что ты только что стал свидетелем рождения не материальной, но куда более важной субствнции - искусства.

11 марта 2007
Материал взят с сайта: kino-teatr
На главную
На главную раздела

Hosted by uCoz