Театр – удовольствие бесплатное

 

Александр Яцко: «Театр – удовольствие бесплатное»


– Александр Владимирович, вы закончили архитектурный факультет Белорусского политехнического института. Почему архитектуре предпочли театр?

– Произошло это как-то само собой, незаметно и спонтанно. Иногда так получается, что судьба толкает тебя в спину. В нашем институте был студенческий театр «Колизей», который постепенно стал привлекать меня больше, чем архитектура. Отработав после института несколько месяцев по специальности, я отправился в Москву и поступил в школу-студию МХАТ.

– После окончания школы-студии МХАТ вы попали в знаменитый Театр на Таганке. Кто вас туда пригласил?

– Позвал меня туда наш великий режиссер Анатолий Эфрос, который после отъезда Юрия Любимова за границу возглавил Таганку. К сожалению, судьба Эфроса сложилась здесь трагично, часть труппы не приняла нового режиссера, некоторые демонстративно покинули театр. Сердце Анатолия Васильевича не выдержало, и вскоре он умер. Потом, после возвращения Любимова, произошел раскол труппы, некоторые – вместе с Николаем Губенко – ушли и образовали новый театр «Содружество актеров Таганки». Артисты – люди легко внушаемые, к тому же еще и зависимые, многие готовы легко подчиняться, однако в результате этого конфликта проиграли все. Очень неприятно было наблюдать весь этот скандал, не хотелось участвовать в таких событиях, становиться на чью-либо сторону. В это время мне предложили перейти в Театр Моссовета, и я воспользовался этим приглашением.

– Вы решили, что ваша театральная карьера сложится там более удачно?

– Трудно предвидеть что-то заранее. Актерскую судьбу нельзя запрограммировать. Только когда жизнь уже прожита, можно разложить ее по полочкам и понять, что удалось, а что нет.

– Вы участвуете во многих спектаклях текущего репертуара Театра Моссовета. Среди них «Иисус Христос – суперзвезда», «Чайка». «Не будите мадам» и другие. Какие из них вам больше всего запомнились?

– Мне трудно назвать какие-то любимые роли, все они доставляют мне удовольствие, наслаждение и радость. Главное – честно относиться к своему делу, к профессии, которой ты занимаешься.

– Последнее время вы часто снимаетесь в кино. Какие фильмы могли бы выделить?

– Больше всего мне нравятся картины, в которых я не снимался. (Улыбается.) В основном приходится участвовать в рутинном телевизионном процессе, который редко оставляет о себе хорошую память. Однако сериалы хороши тем, что помогают мне кормить семью, потому что театр – удовольствие бесплатное.

– Совсем бесплатное?

– Почти.

– Вы актер с ярко выраженной харизмой, но, несмотря на то, что за плечами у вас более двадцати фильмов, кинематограф, по-моему, вас недооценил. Или я ошибаюсь?

– Вероятно, это и отпугивает некоторых режиссеров, думаю, что я еще не так стар и в кино у меня все впереди.

– Кстати, в этом году вам исполняется пятьдесят лет. Как будете отмечать юбилей?

– Кажется, что это происходит не в моей жизни, я еще не решил, как буду праздновать. Сейчас пошла череда круглых дат у моих одноклассников и однокурсников. Я уже пару раз ездил в Минск, встречался с людьми, которые мне дороги и близки. Думаю побывать там еще. Надеюсь, и они посетят меня.

– А театр как-то отметит это событие?

– Не думаю, что в театре об этом кто-то помнит. Вот когда, дай бог, будет семьдесят (смеется), тогда, возможно, поздравят и дадут премию в размере месячного оклада.

– Много ли у вас друзей, кто они?

– Их осталось не так много, жизнь разбросала нас. Когда я встретился со своими школьными друзьями, то понял, что они самые близкие для меня люди. Мы редко видимся, но все равно любим друг друга. Школьная и студенческая дружба, пожалуй, самая сильная и остается на всю жизнь. С возрастом сужается круг друзей, и это закономерно.

– Не пора ли вам стать народным артистом?

– Для этого нужно, чтобы работал дружный коллектив заинтересованных людей, но в любом случае я не буду инициатором движения за присвоение мне звания народного артиста. Впрочем, и отказываться, как делал это раньше, тоже не буду, хотя не уверен, есть ли в этих званиях какой-то смысл. На пенсию лучше уходить народным артистом, потому что она больше, правда, не настолько, чтобы следовало по этому поводу волноваться.

– Вы снимались в американском фильме «Миротворец»...

– Снимался – громко сказано, просто появился в незначительном эпизоде. Вот Саша Балуев там действительно играл и даже заработал на собственный дом.

– Тогда не могли бы вы ответить на вопрос, который я задавал Балуеву: какое впечатление на вас произвели звезды Голливуда Джордж Клуни (George Clooney) и Николь Кидман (Nicole Kidman)?

– Не думаю, что встреча с ними оставила у нас неизгладимое впечатление. Мы общались с Евгением Александровичем Евстигнеевым, Иннокентием Михайловичем Смокту-новским, Олегом Николаевичем Ефре-мовым, и нам есть, кого вспомнить кроме голливудских звезд. Они хорошие ребята, но между нами лежит слишком большая пропасть, это не только языковый барьер, просто мы слишком разные люди.

– Какой литературный образ вам хотелось бы воссоздать в театре или в кино больше всего?

– Любой. Чем ярче и масштабнее роль, тем лучше. Для всякого артиста важно сыграть значимую, запоминающуюся роль.

– Когда-то вы поставили такие шекспировские пьесы, как «Генрих IV», «Ричард II». А «Гамлет» вас не привлекает?

– Очень даже привлекает, тем более что эту великую пьесу не так часто можно увидеть на сцене наших театров. Надеюсь, что и «Гамлета» мне удастся поставить.

– Как вы думаете, есть ли возрастная граница для выступлений на сцене?

– Есть, конечно, я уже об этом где-то говорил, и на меня обиделись многие мои старшие товарищи. Думаю, что после шестидесяти сцену нужно оставить. Состарившемуся артисту стыдно появляться перед зрителями. Нужно уходить куда-то: на покой, в режиссуру, или в педагогику.

– Ну а как же ваши партнеры по антрепризе Сергей Юрский или Валентин Гафт?

– Они – особый случай, столь выдающиеся артисты могут играть, пока позволяет здоровье. Для себя я решил, что, достигнув пенсионного возраста, уйду из театра. Но надо сначала дожить, а потом посмотрим.

– Самые любимые ваши партнеры в театре или кино?

– Мне повезло: за редким исключением, я работал с приятными людьми. Люблю играть с Юрским, Гафтом, Филиппенко и молодыми артистами. С Гошей Куценко мы большие приятели. Очень любил Инну Ульянову, которую погубил проклятый алкоголь. С большой теплотой вспоминаю актеров Театра на Таганке, с которыми меня свела судьба.

– В спектакле «Бог» вы вдохновенно читаете Державина. Любите ли вы поэзию, каких поэтов предпочитаете?

– Не могу сказать, что я большой знаток поэзии, люблю то, что и многие: Пушкина, Лермонтова, Бродского. Сейчас читаю только для себя, а когда-то занимался этим всерьез, выступал в концертах. Платили мне, кажется, четырнадцать рублей за выступление, и если их набиралось несколько в месяц, то получалась неплохая добавка к заработку.

– В Минске у вас остался кто-то из близких родственников?

– Да, там живут мои мама и сестра. Мама меня на сцене ни разу не видела. Возможно, это комплекс, но я стесняюсь пригласить ее в театр, и в качестве артиста она меня не воспринимает.

– В одном из интервью ваша жена, актриса Театра имени Моссовета Елена Валюшкина, сказала: «Мой муж – подарок судьбы». А что вы можете сказать о своей жене?

– Наверное, то же самое. Мы друг для друга – подарок судьбы. Я рад, что у меня такая жена, крепкая семья, хорошие дети, в личной жизни сложилось все удачно.

– А играть на одной сцене с супругой вам нравится?

– Нет, я не люблю, когда мы с ней пересекаемся в каких-то спектаклях. Не потому, что она плохой партнер, нет, она замечательная артистка, но для меня Лена – прежде всего жена. И только в этом качестве она меня интересует. Наша профессия связана с игрой, лицедейством. К жизни я отношусь серьезно и заменять наши естественные отношения какими-то искусственными мне не хотелось бы.

– Какие женщины могут привлечь ваше внимание?

– Скорей всего, обаятельные, стройные и умные. Впрочем, это несерьезный разговор, я уже ушел из большого секса.

»


На главную раздела
На главную
Hosted by uCoz