Вглядитесь, это абсурд!

 

На сцене под крышей Театра Моссовета - премьера Сергея Юрского по пьесе Игоря Вацетиса
Игорь Шевелев

Пьеса "Предбанник" - остроумный и трагический балаган, одновременно и пародия на нашу действительность, и сокрытый реквием по нам, ее участникам. Сергей ЮРСКИЙ здесь един в трех лицах - режиссер, драматург, актер.

- Сергей Юрьевич, о чем ваш спектакль?

- О типах людей на сцене сегодняшней жизни. О человеке, овладевающем большими деньгами и большой властью. О человеке, вечно протестующем против всего. О человеке, тоскующем по прошлому. О человеке, который не в своей тарелке. О бизнесвумен, которая готова делать карьеру, идя напролом. О женщине, которая, выйдя из комсомола, стала как бы финансовым деятелем. В спектакле заняты Александр Филиппенко, Лариса Кузнецова, Александр Яцко, Анна Гарнова, Александр Аронин, я сам...

- Между премьерами двух ваших спектаклей по пьесам И. Вацетиса "Провокация" и "Предбанник" прошло пять лет. Что изменилось за годы между двумя пьесами?

- На мой взгляд, очень тревожно то, что жизнь все время стремится стать сценой. Мы слышим: "Игроки на этом поле не соблюдают правил". А речь - о начале войны в одном из регионов. Или: "В большой игре появился новый игрок". А речь о миллиардных тратах, которые касаются миллионов людей. Жизнь вокруг все больше пытается стать сценой, а люди на ней - режиссерами чужих судеб.

"Провокация" - это матрица притворства: все надели чужие маски. А "Предбанник" - когда маски уже приросли. Там люди еще чувствовали какую-то неловкость: "Э, да мы заигрались..." А здесь так и живут - масками, и движутся - из одного капкана в другой.

- Пытаются выбраться из одного тупика, а попадают в следующий?

- Да, я это наблюдаю ежедневно. Пока смотришь со стороны, вроде бы все хорошо, витрины сияют. Как только сталкиваешься с насущной необходимостью - медициной или транспортом, все меняется.

Вчера вхожу в аэропорт и останавливаю взгляд: полуголые люди, сняв ботинки, с ванночками, какие в 30-е годы давали в банях, стоят в очереди на осмотр, и женщины в форме их обыскивают. Вглядитесь, это абсурд! Но отменить его нельзя: проблема терроризма реальна. И реальный абсурд - стоит очередь людей с ванночками и в бахилах.

Мой спектакль - это попытка не взвыть от ужаса, а смехом прояснить ум человека, на все это глядящего.

- Довольны ли вы актерским ансамблем?

- Мне кажется, за время репетиций мы образовали нечто вроде артели, будучи заинтересованными в пьесе, друг друге и в том, о чем идет речь в спектакле. Взаимоотношения со зрителем впереди, но актеры, на мой взгляд, идеально подходят к своим ролям.

- Вы всегда говорили, что вы - актер больших залов. А сейчас выбрали малый зал под крышей Театра Моссовета, куда помещается совсем немного зрителей. Почему?

- Я бы перенес этот спектакль на большую сцену. Но боюсь, тысяча человек уже не способна воспринимать то, что потребует хоть каких-то усилий для понимания.

Правда, я только что выступал в Набережных Челнах, и эта поездка меня несколько ободрила: был трудный гигантский зал, целиком наполненный людьми, пришедшими на литературный концерт. Но столица настолько отстает в духовном и эмоциональном строе от провинции, что я не уверен в Москве. Извините меня за мою печаль.


На главную
На главную раздела

Hosted by uCoz