528.
Gemini
(23.03.2010 17:01)
0
«Царство отца и сына», Театр Моссовета, 21.03.2010.
В роли Ивана Грозного всеми уважаемый и любимый Александр Владимирович. В роли его сына Федора – Виктор Сухоруков. Остальные роли поделили Валерий Яременко, Екатерина Гусева, Александр Голобородько, Анатолий Васильев и др. Спектакль выстроен в стиле Инь-Ян: черное-белое, старое-молодое, смерть-жизнь, зло-добро, ненависть- любовь. Режиссер Юрий Еремин постарался максимально показать конфликт поколений русских царей – тирана, самодержца Ивана IV Грозного и совершенно далекого от власти, мягкого и сострадательного человека, его сына Федора. Минимум декораций, максимум актерской игры с привлечением поистине талантливейших актеров на главные роли своего детища. Еремин сделал акцент не на царское убранство, не на дорогостоящие боярские одеяния, а наоборот, акцент пал на актерский состав. Первое действие выполнено в черном цвете, также как и костюмы участников. Безукоризненный крой, аккуратно подобранный по фигуре, замшевые сапоги…(автор Виктория Севрюкова). Чернота, ассоциирующаяся с завистью, интригами, борьбой за власть. Все вместе создает гнетущее впечатление на публику. Тяжесть во всем…История правления царя, рассказанная Алексеем Толстым, дошла до наших дней. История нашего народа, и нам, потомкам, расхлебывать ее последствия. «Богом избранный», - так называл себя великий царь Иоанн, - вершитель человеческих судеб, изверг, деспот. Совершая человеческие расправы, он считал себя непогрешимым. Убивая тысячи ни в чем неповинных людей, малых детей, он «боролся со своими мнимыми и действительными противниками». Казни, ссылки были в обиходе. Его боялись, ему завидовали, но становиться царем… увольте…Тогда Грозный велел своим боярам подобрать себе преемника. После многочасового заседания думы, они пришли к мнению, что никто не может быть царем, кроме него самого. И тогда Иван Васильевич решает остановить выбор на своем сыне от первого брака, Федоре. Роль Федора в исполнении Виктора Сухорукова была написана именно для него, он слился с ней воедино. Второе действие, в противоположность первому, выполнена в бело-молочном цвете. Тот же крой, сапоги, только все светлое. Надежда на лучшее. Выбор в пользу доброго царя. Как будто в зал пустили глоток свежего воздуха. Жена Федора Иоанновича, Ирина (Е. Гусева) поет, танцует, кругом веселье и покой. Но это только так кажется. Закулисные игры преследуют молодого и неопытного царя. Ему постоянно преподносят испытания. Заставляют принимать решения. Но он слаб. Это «не его». Вся власть давно у Годунова. Благородный рыцарь, любимый и любящий муж, умоляет помириться давнишних врагов. Ради дружбы он способен на жертвоприношение, для него человеческие отношения превыше всего наносного. Но и в Федоре иногда тоже просыпается жажда власти. Иногда он все же вспоминает, что он царь. И его мнение главенствующее. Его ставят перед выбором: отказаться от любимой, но бесплодной жены, и взять в жены молодую невесту для продолжения царского рода. Он свой выбор сделает. Поступок сильного человека. Поступок настоящего мужчины. Создав серьезный и современный спектакль, Юрий Еремин внес интригу: какой же нам, русскому народу нужен «царь»? Неистовый деспот, садист, самодур, властолюб, или тактичный, интеллигентный, добрый, близкий к народу, понимающий и вникающий во все? Или нам все равно?
|