Царство отца и сына  

Уже второй сезон постановка "Царство отца и сына" представлена на сцене театра им. Моссовета. Этот спектакль очень удачно составлен режиссером Юрием Ереминым из двух пьес Алексея Константиновича Толстого — "Смерть Иоанна Грозного" и "Царь Федор Иоаннович". Из широчайшего авторского многоголосья и энного количества сюжетных линий Юрий Иванович выделил для себя основные и необходимые, остальным же отказал в существовании. На мой взгляд, автору удалось раскрыть смысл и значение происходящего с позиции того времени. В спектакле точная и педантичная прорисовка всех сцен, беспрерывность действия, и стройная, ни на секундочку не провисающая сюжетная линия. Сценография Юрия Еремина заслуживает отдельного разговора. Декорации размещены таким образом, что им удалось полностью заполнить огромную основную сцену театра им. Моссовета. И хотя они не очень разнообразны, но вполне мобильны и отличаются простотой и пластикой. Это очень стильное и необычное решение авторов сделать постановку, используя только два цвета – черный и белый. Они несут в себе больше и точнее информации, потому как фокусируются на самых главных деталях. Отдельным героем в спектакле стал свет, который пытается отобразить состояние души героев. Хочется отдельно добрым словом отметить элегантные и завораживающие костюмы Виктории Севрюковой. А потрясающая музыка Матвея Костолевского привносит особый нерв в спектакль. Спектакль "Царствие отца и сына" – это очень личные размышления авторов и актеров о Человеке, и тут совсем не важно, наделен ли он верховной властью или нет. В спектакле невероятное количество эмоций и чувств, немалая территория страха и безумия, порой совершеннейшая абсурдность происходящего, тончайшие нити искренности и добра, щемящее чувство жалости. Здесь нет какого-то запредельного эмоционального взрыва, зато в полной мере присутствует чувствительное единение зрителей и актеров. В этой постановке принимают участие ведущие актеры театра им. Моссовета, каждый из них – отдельная целая планета. Режиссеру не только удалось создать целостную команду, которая очень точно играет на общую цель. Бояре, купцы, послы, каждый кажется совершенно на своем месте. Юрий Иванович смог талантливо сыграть на изумительно чувствительных струнах актерской души. И подлинная радость для зрителей видеть полное актерское погружение в роль и тончайшее умение попасть в ту слишком далекую и во многом непонятную для нас эпоху. Очень интересен Валерий Яременко в роли Бориса Годунова. В нем внутренняя сила и твердая убежденность в том, что в итоге шапка Мономаха должна принадлежать именно ему. Заметен в роли старшего Шуйского Анатолий Васильев. К моей печали, никаких откровений в очередной раз не случилось с Александром Яцко. И уж в который раз пытаюсь утешиться мыслью, что его присутствие на сцене необходимо лишь для того, чтобы стало ясно, как ослепительно хороши остальные. Как сами понимаете, утешение так себе. В оправдание актера могу лишь сказать, что это чрезвычайно тяжелое и абсолютно неблагодарное дело в актерском ремесле – роль Ивана Грозного. Понятно, что в этом случае актерское правило «найти в себе черты персонажа» не работает, потому как фигура героя объемнее, значительнее и страшнее всех мыслимых представлений о ней. Фигурально выражаясь, герой «задавливает» актера до такой степени, что на сцене он кажется немощным и ничтожным. Видеть же все время в актерском рисунке роли только первый план совершенно неинтересно. Попытаться понять внутреннюю жизнь героя с его чувствами, эмоциями и страстями, со всеми замыслами, целями и самыми затаенными желаниями Александру Яцко не удалось. Не смог он сыграть черное и страшное нутро Грозного, и все те мгновенные переходы из одного эмоционального состояния в другое. Наверное, для этого надо быть намного более, чем просто актером, надо быть Личностью. Иначе получится то, что получилось. Да, Иван Грозный был многогранен и неоднозначен. И порой весьма противоречив, но точно никогда не был полным придурком. А таковым его видит Яцко. Вот в первой сцене главный герой ломает комедию перед боярами, изображая монашеское покаяние и предлагая им выбрать себе другого, лучшего правителя. Яцко с удовольствием пучит глаза, вовсю гримасничает, и лицевые спазмы ему с лихвой заменяют все разнообразие актерских приемов. А все вместе это просто пошло, и к Ивану Грозному не может иметь никакого отношения. Кажется только, что на господина Яцко большое впечатление произвело весьма спорное изображение Грозного Петром Мамоновым в фильме Павла Лунгина. Вот царь, задумав сослать жену в монастырь, зовет царицу, нежно вытирает лицо плачущей царицы носовым платком, а потом объявляет, что намерен отправить ее в монастырь, чтобы жениться на другой. Слишком легко и маловесно. А ведь за этой сценой истинно человеческая трагедия Ивана Грозного, который всю свою жизнь самым роковым образом искал Любви. Правитель навсегда сохранил в себе неизбывное чувство к жене Анастасии, и смерть ее стала для него великим горем. С тех пор царь стал еще более мстительным и жестоким, и количество поверженного врага и замученной челяди уже не имело ни значения, ни смысла. Конечно, задумка Еремина была просто замечательной. Представить нынешнему зрителю царя именно в то время, когда он терпит ужасные поражения. Когда от былого величия остались жалкие крохи. Все идеи Грозного на благо страны, все амбиции показать себя настоящим помазанником Божьим провалились. Его страшно боялись и ненавидели, а он жил в мире постоянно виноватых перед ним людей, которых можно было только карать и казнить. И его фатальная зависимость от опричников, ибо только те дарили ему видимость любви. И жесткое осознание Грозным того, что осуществление в общем-то позитивных идей обернулось для него чудовищными бедствиями. Действительно счастливой удачей для спектакля стало приглашение на роль Федора Ивановича Виктора Сухорукова. Актеру удалось свежо и весьма необычно взглянуть на своего героя. И создать характер, весьма далекий от привычного толкования образа Федора Ивановича. Он блаженный, юродивый, слабоумный??? Да тысячу раз нет. Просто этот царь разительно непохож на своего отца. И отличается от него всем: характером, образом мысли и состоянием души своей. Ему скучно и неинтересно быть царем, и он с неземной радостью отдал бы власть хоть первому встречному. Редко встретишь настолько неоднозначное родство и точно, что такие дети даются деспотам исключительно в наказание. Несмотря на то, что вторая часть задумана Ереминым как разяще белая, Сухоруков идет дальше и пытается донести до зрителя мысль, что жесткого деления на добро и зло по определению быть не может, и в каждом человеке огромное многообразие оттенков. Виктору блистательно удалось сыграть те тончайшие нюансы белого и черного, которые сложно уловить и обозначить словом. Эта роль Сухоруковым сделана настолько блистательно, что любые описательные слова тут совершенно излишни. Ибо лишь в малой мере могут передать величие таланта, незаурядность актерского ума, всю глубину и щедрую многоцветность актерской палитры. Только хочется используя редчайшую возможность, вобрать в себя и насытить душу живительной влагой искренности и попытаться вслушаться в собственную глубину. О царице Ирине, жене Федора Ивановича и сестре Бориса Годунова, известно не так много. Ее называли украшением востока и запада и всея Руси. Царь Федор Иванович, судя по всему, очень любил и ценил свою жену. Все попытки высшей знати развести его с Ириной Годуновой, не давшей русскому престолу наследника, ни к чему не привели. После смерти супруга своего она отказалась от законного трона и удалилась в Новодевичий монастырь, в котором упокоилась через 5 лет. Таким образом, Екатерине Гусевой пришлось осваивать эту роль практически с «чистого» листа, и в этом непростом сценическом материале она естественна и правдива, глубина же психологического проникновения в образ просто заоблачная. Ирина умна и рассудительна, она очень женственна и обладает истинно царским величием и добрым сердцем. Ей единственной удалось разгадать «тайну» мужа и его муку. Режиссер Юрий Еремин в этом спектакле рассказал нам изумительную историю Любви. Если считать, что каждый человек – это половинка другого, то Ирина и Федор счастливо нашли друг друга, и долгие годы полной грудью дышали этой любовью. Виктор Сухоруков и Екатерина Гусева позволили зрителю прикоснуться к этому чуду. Потому что это действительно чудо – видеть так много добра и света, а любовь, любовь даже не в их словах и выражении, она в интонации, и в руках, которые как два белых одухотворенных лебедя все время прикасаются друг к другу, переплетаясь руками и дрожащими пальцами… "Царство отца и сына" - авторская попытка ответить на вопрос, возможно ли для такой неординарной и зловещей личности покаяние и какова она - дорога раскаяния? И замечательно, что спектакль Еремина возвращает нас к жанру, который нынче основательно заброшен, к трагедии. Этот спектакль вызывает чувство щемящей боли и плена, из которого хочется как можно скорее вырваться. А потом понимаешь, что деться в общем-то некуда… Но смотреть этот спектакль надо обязательно. Ибо в нем живые эмоции, человеческая правда и огромное уважение актеров к его величеству Зрителю…
Александра Симонова
На главную
На главную раздела

Hosted by uCoz